5 вопросов студентке Анастасии Кириченко – участнице европейской программы академических обменов Erasmus+
В новом разделе официального сайта университета «5 вопросов молодому сибстриновцу» на наши вопросы отвечают студенты, аспиранты и молодые ученые НГАСУ (Сибстрин), добившиеся серьезных достижений в учебе, науке, творчестве и спорте. В этот раз мы публикуем интервью с Анастасией Кириченко – студенткой 3 курса института строительства. Сейчас Анастасия обучается в Германии по европейской программе обмена Erasmus+ . В Университете Штутгарта студентка проведет семестр.
1) Расскажите о себе и о том, как вы получили возможность провести семестр в Германии?
В школе я изучала немецкий как основной язык и английский как второй иностранный. Однако на первом курсе хотела попасть в английскую группу, но нас, желающих, было очень много и мне предложили пойти на немецкий. На первом и даже на втором курсе, хотя у нас уже не было иностранного языка, я участвовала в олимпиадах, и, честно говоря, на этом мои отношения с немецким закончились. Конечно, в социальных сетях на фоне прочей информации в ленте новостей появлялись посты групп немецкого языка, но с Гёте институтом и другими курсами мне было не по пути, поскольку в приоритет вышли профильные предметы по специальности. О чем я сейчас немного жалею... Но можно сказать, мне повезло и выпал шанс. И, конечно, огромную помощь с подготовкой, отправкой документов и многим другим мне оказали сотрудники института международной деятельности НГАСУ (Сибстрин), за что я им очень благодарна.
2) Какие предметы вы изучаете в Штутгарте? В чем отличие учебы в немецком и российском вузе?
На данный момент, чтобы понять, что мне подходит не только по названию предмета, но и по содержанию, я посещаю все курсы, которые здесь представлены для моей специальности и соответствуют аналогам моих предметов в Сибстрине. Из них я пока выбрала два: курс высшей механики (если переводить дословно) и механики грунтов, но мне предстоит записаться еще, как минимум на два предмета по условиям программы.
Система отличается тем, что здесь студенты самостоятельно выбирают, сколько предметов они будут изучать в этом семестре, то есть, если я верно понимаю, то студент может выбрать себе программу с максимальной нагрузкой и окончить бакалавриат за 3 года, либо «растянуть» обучение на более длительный период, выбирая меньшее количество предметов в семестре. Ну и соответственно здесь нет постоянных учебных групп. Даже не знаю, расстраивает это меня отсутствием сплоченного коллектива или радует тем, что можно приобрести больше знакомых.
3) Что еще есть интересного в Штутгарте/Германии, помимо учебы?
Ну, сложно ответить объективно, ведь каждому интересно что-то свое. Недалеко от центра находится очень атмосферная библиотека, также в центре проводят много мероприятий, здесь множество музеев. Можно поехать в соседние города, ведь расстояния в Германии небольшие, а студентам есть скидка на билет. В университете работают различные клубы, кружки по интересам. Для любителей архитектуры будет интересно просто блуждать по улочкам Штутгарта, каждый раз замечая что-то новое.
4) Расскажите о ваших профессиональных целях и планах на будущее?
Если говорить о ближайшем будущем, то первоочередной задачей стоит окончание бакалавриата и выбор вуза для магистратуры, возможно, я останусь в НГАСУ (Сибстрин). Насколько мне известно, в нашем университете дают хорошее дополнительное образование по разным направлениям. Но теперь изучение языка не брошу, уже раз ошиблась, подумав, что он мне не пригодится. Не совсем еще уверена, как я свяжу это со строительством, но в моих, абстрактных на данный момент, планах второй задачей стоит работать в строительной сфере, возможно, свяжу свою деятельность с водоснабжением и водоотведением.
5) Какие возможности НГАСУ (Сибстрин) дает студентам и молодым ученым?
Здесь я хочу отметить институт международной деятельности НГАСУ (Сибстрин), ведь во многом благодаря ему состоялась моя поездка в Германию и обучение в Университете Штутгарта. Благодаря сотрудничеству с многими зарубежными вузами студенты Сибстрина имеют возможность учиться по обмену не только в Германии, но и в других странах. Главное – это знание иностранного языка, но и с этим ИМД поможет. Участвуя в такой программе обмена студент, в первую очередь, получает опыт обучения в заграничных вузах, а также сильную практику иностранного языка и множество полезных знакомств. Возможно, это послужит первым шагом к обучению в другой стране, например, в магистратуре, или же это возможность сравнить и понять, что наше образование не уступает зарубежному, начать ценить свою будущую специальность и, как следствие, нервы преподавателей.
Анастасия также прислала свои заметки о первых неделях пребывания в Университете Штутгарта, которые могут быть интересны и полезны другим студентам, планирующим участвовать в программах академического обмена.
«В Штутгарт мы, я и магистрантка НГТУ Ирина, прибыли 2 сентября. На вокзале нас не встретили, потому что мы напутали с регистрацией в программе помощи студентам по обмену, где каждому приезжающему подбирался волонтер, чтобы показать, что как, когда и где. Но отсутствие помощника не сильно испугало, ведь здесь почти везде есть бесплатный wi-fi. Им мы и воспользовались, чтобы посмотреть, как добраться до университета.
Первым делом мы обратились к Хаусмайстеру, по-нашему это комендант. Очередь к нему простиралась вдоль улицы метров на 50. Получив заветные ключи, мы заторопились пошли в свои комнаты, ну интересно же, куда нас поселили. После размещения в общежитии мы торопились на регистрацию, и там тоже отстояли в очереди, но это было даже хорошо, поскольку в процессе ожидания мы успели завести новые знакомства и взять буклеты с нужной информацией. Это был понедельник – по плану только заселение и регистрация, на которой мы получили папку с документами, подсказками и картой территории Университета Штутгарта. Каждый день был расписан на неделю вперед. Вторник – лекции о курсах немецкого языка и всевозможных кружках, секциях, клубах, организациях в университете. Среда – собрание с волонтерами международного центра, на котором можно было задать все интересующие вопросы, и тест на знание немецкого языка. Четверг – экскурсии по кампусу (по моему мнению, ее стоило провести в самые первые дни), получение временной прописки и еще одно собрание с представителями международного центра в формате лекции о правилах проживания, сортировке мусора, контактах и часах работы центра и т.д. Неделя прошла незаметно и вот уже пятница и заключительной собрание с кураторами программ. Выходные были отведены на адаптацию.
В следующий понедельник уже начались занятия по немецкому языку. Наша группа состоит из 20 человек и преподавателя. Преподавателя зовут Марина Лёйшель. Интересно, что здесь некоторые преподаватели позволяют обращаться к ним просто по имени – Марина. Но для меня это очень непривычно, и, наверное, я была единственным человеком в группе, который обращалась – «фрау Лёйшель». Наши занятия проходили с 8.30 до 10.15, затем с 10.45 до 12.30 и с 12.45 до 13.45. Официально разрешалось два пропуска. Это было очень интересно, если ты что-то не понимал, то объясняли тебе тоже на немецком – лексика, грамматика, вообще все. Полное погружение в язык. Во второй день по инициативе преподавателя мы отправились всей группой за учебником в библиотеку в центр, через неделю мы всей группой ходили в музей. Еще через неделю в Штутгарте проводилась демонстрация против загрязнения окружающей среды и нам был предоставлен выбор – уйти с конца занятия на этот митинг или продолжать, ну и конечно, большинство захотели поучаствовать, студенты везде одинаковые. По окончании занятий нас ждало самое волнительное – две контрольные и 11 октября – итоговый тест. Итоговый тест состоял из нескольких частей: 30 минут аудирование, 60 минут работа с текстом, 60 минут грамматика и столько же на сочинение. Сейчас мне предстоит повторный выбор предметов на семестр обучения по специальности, ну а пока жду результатов итогового теста по немецкому».