Реализация дистанционной формы образовательного процесса в университете: итоги, проблемы, перспективы

В условиях пандемии и вынужденного перехода на дистанционное обучение в университете  в короткие сроки были созданы электронные учебно-методические комплексы дисциплин.     

Огромная работа была проведена всем профессорско-преподавтельским коллективом университета.

Специфика удаленной работы потребовала от преподавателей новых форматов подачи материала и перестройки учебного процесса с условием сохранения качества, что для многих ППС стало настоящим вызовом.

Электронная база учебных курсов открывает студентам постоянный доступ к лекционным материалам, практикумам.

Этот опыт дает университету возможность в дальнейшем использовать дистанционные образовательные технологии для повышения качества учебного процесса студентов заочной формы обучения, решения вопросов по ликвидации академической задолженности в более гибком графике,  создания новых образовательных программ высшего образования

Учебные и производственные практики 2020 года проводились в соответствии с учебными планами и программами практик. С учетом эпидемиологической ситуации  учебные практики, в том числе геодезическая, были реализованы в дистанционном формате, руководство практиками осуществлялось профильными кафедрами. 

Производственные практики  проходили как в очном, так и в дистанционном формате на предприятиях и в организациях строительного комплекса.

С учетом эпидемиологической ситуации  учебные практики, в том числе геодезическая, были реализованы в дистанционном формате. Производственные практики  проходили как в очном, так и в дистанционном формате на предприятиях и в организациях строительного комплекса.

Проведение производственных практик осуществлялось на основе долгосрочных договоров (с организациями партнерами университета, в том числе, в организациях и на предприятиях членов Попечительского совета). В их число входят такие организации, как: ООО Первый строительный фонд,  ООО ПЭК РЕКОН, ООО Брусника, АО СибИАЦ, АО ГСПИ, ООО ГенИнжПроект, ЗАО ЛОММЕТА, ООО ВДТ Строй,  ООО Р ПРОЕКТ, ООО Монтаж Спец Проект, ОО ЭПРИС и др.

Более 40 обучающихся  принявших участие в работе  ССО, проходили практику на объектах Всероссийских студенческих строек: студенческие строительные отряды Азимут и Сибстриновец в г. Новый Уренгой ООО “ПАРКНЕФТЬ”,  студенческий строительный отряд «Женский двигатель» в г. Новосибирск  ООО “СпецТехСнаб”.  Из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации не реализована идея создания студенческого отряда, осуществляющего ремонтные и строительные работы на территории университета. Центр трудоустройства, занятости и производственных практик продолжает активную деятельность по обеспечению максимального содействия в трудоустройстве студентов и  выпускников университета.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, В РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ:

  1. Работа со студентами, которые не смогли вернуться в вуз из регионов, и из других стран. Проводится  серьезная работа, с ребятами поддерживают связь деканаты и институты, работает специально созданный для этих целей отряд волонтеров ИМД.  Важно, чтобы кафедры не забывали об этой когорте ребят, которым впереди, абсолютно определенно, предстоит дистанционная сессия.
  2. Невысокая самоорганизация студентов, особенно на младших курсах. Необходима активная работа кураторов групп, создание отряда кураторов из числа старшекурсников. Преподавателям необходимо в обязательном порядке поддерживать связь со студентами, в частности,  активно использовать чат в системе MOODLE.
  3. При формировании курсов нужны  новые способы удержания мотивации, вовлечения, интерактивности. Сейчас, с опытом  работы, складываются новые наработки по формированию более эффективного учебного процесса, переформатируются традиционные  массивные  учебные модули на более короткие блоки материалов с частым промежуточным контролем, практическими заданиями, примерами. При этом, контент электронного курса дисциплины должен быть сопоставим с ее трудоемкостью в зачетных единицах.
  4. Сохраняется напряженность в реализации дистанционного процесса для ряда  преподавателей, которым сложно дается новый формат обучения. Необходима поддержка тьютеров и дополнительные обучающие курсы.
  5. В настоящее время серьезная задача стоит перед кафедрами, УОУП и УИ в планировании и организации дистанционных лабораторных и практических работ, курсовых проектов, творческих работ и научно-исследовательских работ студентов. ЦДО готов помогать в организации видеозаписей лабораторных работ. Необходимо активно внедрять IT-технологии в учебный процесс -  новые расчетные программные комплексы, симуляторы, виртуальные практикумы. Привлечение студентов и магистрантов направления ИСТ к созданию виртуальных практикумов для университета. Финансирование таких работ провести в рамках внутренних конкурсов грантов.
  6. Не отработана система пересдачи академических задолженностей в дистанционном формате. Кафедрам необходимо серьезное внимание уделить разработке систем оценки знаний студентов с использованием электронных технологий как для повторной, так и для текущей и промежуточной аттестаций.
  7. Высокая трудоёмкость, связанная с созданием преподавателями методических материалов для дистанционного обучения, но тут нужно осознавать, что в будущем затраты времени и сил должны компенсироваться сокращением времени на выполнение некоторых обычных видов учебной нагрузки преподавателя.
  8. Увеличилась напряженность на технические возможности сети университета. Массовые трансляции значительно увеличили нагрузку на ЭОИС и оборудование в целом. УИ решает эту проблему.

Перспективы развития:

  • внедрение дистанционных образовательных программ в университете, что может значительно расширить контингент обучающихся, в первую очередь из-за экономии средств студента на проживание в другом городе, и более гибкого графика обучения;
  • повышение качества образовательного процесса за счет внедрения в учебный процесс разработанных в вузе электронных материалов, снижение трудозатратности с внедрением  автоматизированных систем промежуточной аттестации;
  • привлечение к учебному процессу ведущих специалистов отрасли, в том числе иногородних без их отрыва от основного места работы;
  • внедрение модульного принципа реализации образовательного процесса для отдельных направлений подготовки с возможным дальнейшим переводом на дистанционный формат;
  • развитие заочного направления за счет применения дистанционных технологий.