Ко Дню преподавателя высшей школы. Анатолий Задорожный: «Любой преподаватель высшей школы должен быть профессионалом в своем деле»
НГАСУ (Сибстрин) всегда славился своим профессорско-преподавательским составом. В преддверии нового праздника День преподавателя высшей школы университетом подготовлена серия статей о заслуженных и молодых преподавателях Сибстрина.
Анатолий Филиппович Задорожный – кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой Информационных систем и технологий НГАСУ (Сибстрин).
Преподает дисциплины «Инфокоммуникационные системы и сети», «Архитектура ЭВМ и систем», «Инструментальные средства информационных систем», «Информационные технологии», «Операционные системы», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «Разработка программных приложений» и др. Общий стаж работы боле 50 лет, в т.ч. педагогический 30 лет.
Какова, на ваш взгляд, миссия преподавателя вуза?
Задача высшей школы – давать профессиональные знания в соответствии с текущим научно-техническим и технологическим состоянием отрасли. И, кроме того, готовить специалистов с учетом будущего прогресса. Здесь я имею в виду не предвидение будущего, а отслеживание новейших достижений в данной отрасли. Поэтому любой преподаватель высшей школы должен быть профессионалом в своем деле. Кроме того, учитывая, что студенты – это молодые люди с небольшим жизненным опытом, преподаватель должен сочетать в себе не только черты профессионала, но еще и уметь учить студентов жизни, своим примером показывать взаимоотношения между людьми.
Почему вы стали преподавателем вуза и выбрали именно НГАСУ (Сибстрин)?
Я не преподаватель по образованию, но первый опыт преподавательской деятельности получил еще в аспирантуре. Основную часть своей профессиональной деятельности, начиная с 1969 года, я провел в научных учреждениях Новосибирска и Академгородка, участвуя в разработке перспективных вычислительных устройств и вычислительных систем. В качестве педагогической нагрузки, которая учитывается при аттестации научных сотрудников, периодически преподавал в разных институтах. В начале 2000-х годов, когда перспективы науки в области вычислительных систем упали, передо мной стал выбор – заниматься разработкой вычислительных систем управления технологическими процессами или пойти в преподавательскую деятельность в НГАСУ (Сибстрин), где создавалась кафедра Информационных систем и технологий. Первый вариант был не так интересен (кроме зарплаты), так как ничего нового для меня в нем не было. Второй вариант меня заинтересовал тем, что, во-первых, начинать что-то новое всегда интересно и, во-вторых, обладая опытом разработки современных (на то время) вычислительных систем, мне было что передать и чему учить студентов. Так я стал преподавателем Сибстрина.
Как вы оцениваете современных студентов? Какой он, сегодняшний студент НГАСУ (Сибстрин)?
Студент во все времена был и остается человеком, стремящимся получать знания, интересно проводить время, дружить и делать все, что не чуждо молодым людям. Мне кажется, что и 50 лет назад мое поколение, будучи студентами, было таким же. Поэтому я стараюсь, даже при своей должности заведующего кафедрой, понимать студенческий дух в наших студентах и не терять его в себе.